Глоссарий

 

АНАЛИЗ: Оценка, основанная на разложении на простые элементы.

 

АНАЛИЗ ВИДОВ ОТКАЗОВ ПО ОБЩЕЙ ПРИЧИНЕ: Общий термин, охватывающий Зонный анализ, Анализ особых рисков и Анализ отказов по общей причине.


БЕЗОПАСНОСТЬ (НЕГАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ): Считается, что безопасность подвержена негативному эффекту, если последствия отказного состояния будут мешать продолжительному безопасному полету и посадке ВС и/или приведут к травмам, несовместимым с жизнью, у находящихся на борту людей.


БОРТОВАЯ КАБЕЛЬНАЯ ЭЛЕКТИЧЕСКАЯ СЕТЬ (EWIS): Электрическое соединение двух или более точек, включая связанные терминальные устройства (например, разъемы, клеммы, соединения) и необходимые способы их установки и определения.

 

ВАЛИДАЦИЯ: Определение корректного и полного выполнения требований к продукту/изделию.

 

ВЕРИФИКАЦИЯ: Оценка выполнения для определения соответствия применимым требованиям.

 

ВИД ОТКАЗА (FM): Способ, согласно которому возникает отказ элемента.

 

ВИДЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ С БУКВЕННЫМ ОБОЗНАЧЕНИЕМ: Виды технического обслуживания с буквенным обозначением, которому соответствуют определенный набор задач (например, A-Check, C-Check и т.д.), которые проводятся с одним и тем же интервалом.

 

ВИЗУАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА: Осмотр для определения того, что компонент выполняет свою заданную функцию. Количественные проверки устойчивости к нагрузкам не требуются. Данная задача является задачей по обнаружению отказов.

 

ВЛАСТИ: Ответственная организация или индивидуальное лицо внутри государства (страны), которая занимается вопросами сертификации соответствия применимым требованиям.

 

ВНЕДРЕНИЕ: Действие по превращению технических требований в физическую реальность.

 

ВОССТАНОВЛЕНИЕ: Работа, выполнение которой необходимо, чтобы вернуть характеристики элемента к определенному стандарту. Восстановление может включать в себя как чистку или замену отдельных деталей, так и капитальный ремонт.

 

ВЫБОРОЧНЫЙ КОНТРОЛЬ УСТАЛОСТНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ: Контроль/проверка на специально отобранных ВС, которые имеют наиболее высокую наработку, с целью найти первые доказательства ухудшения их состояния, вызванного усталостными повреждениями.

 

ГОТОВНОСТЬ: Вероятность того, что элемент находится в рабочем состоянии в заданном месте и заданное время.


ДЕМОНСТРАЦИЯ: Метод доказательства работоспособности путем наблюдения.

 

ДЕФЕКТ: Такое состояние элемента, при котором происходит невыполнение особых требований из-за некоторых характеристик элемента. Дефект может привести к отказу, хотя и не всегда.

 

ДРУГИЕ КОНСТРУКЦИИ: Конструкция, которая не считается важным элементом для конструкции. "Другие конструкции" относятся и к внутренним, и к внешним конструкциям в рамках границ определенной зоны.

 

ЗАДАЧА - ПРИМЕНИМОСТЬ: Условия, которые ведут к определению типа задачи, когда анализируется особый набор характеристик причины отказа, будут обнаружены и/или исправлены в результате выполнения задачи.

 

ЗАДАЧА - ЭФФЕКТИВНОСТЬ: Особый набор условий, который ведет к отбору задач, уже заданных для выполнения. Негативные последствия отказа избегаются, устраняются или сокращаются до той степени, которая оправдывает выполнение задачи в заданный интервал.

 

ЗАДАЧА – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Мероприятие или ряд мероприятий, требуемых для достижения желаемого результата, при котором производится восстановление компонента или его поддержание до степени уровня состояния, включая контроль и определение состояния.

 

ЗАЛОЖЕННЫЙ УРОВЕНЬ НАДЕЖНОСТИ И ОТКАЗОБЕЗОПАСНОСТИ: Уровень, который по умолчанию принадлежит элементу и поэтому заложен в его конструкцию. Это самый высокий уровень надежности и отказобезопасности, который можно ожидать от элемента, системы или ВС при условии получения эффективного технического обслуживания. Для достижения более высоких уровней надежности обычно требуется модификация или изменение конструкции.

 

ЗАМЕЩАЕМАЯ ФУНКЦИЯ: Взаимозависимость между функциями

 

ЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО: Любое устройство, функцией которого является предотвращение, устранение или сокращение последствий события или отказа некоторых других функций.

 

ИЗДЕЛИЕ: Элемент, созданный в соответствии с заданным набором требований.

 

ИЗОЛЯЦИЯ: Мероприятие по техническому обслуживанию, в ходе которого устанавливается дистанция между двумя компонентами оборудования.

 

ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ: Результат процесса проектирования

 

ИНСТРУКЦИИ: Рекомендуемые процедуры для выполнения согласования с официальными требованиями.

 

ИНТЕГРАЦИЯ: (1) Действие, которое позволяет объединить элементы конструкции для выполнения общей функции. (2) Действие, которое позволяет объединить ряд отдельных функций для их общего выполнения.

 

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОТКАЗОВ: Отношение градиента функции распределения отказов к функции распределения надежности за единицу времени t. λt = F’(t)/(1-F(t)) Если функция распределения отказов экспоненциальная, то вид отказа постоянен и интенсивность отказов может быть примерно вычислена путем деления количества отказов в рамках общего количества оборудования на общее количество рабочих часов. Внимание: интенсивность отказов может быть вычислена через количество отказов на один летный час или цикл.


ИНТЕРВАЛ МЕЖДУ «P» И «F» (P To F INTERVAL): Интервал между моментом, когда потенциальный отказ можно обнаружить, и моментом, когда он переходит в функциональный отказ.

 

ИНТЕРВАЛ (НАЧАЛЬНЫЙ - ПОВТОРЯЮЩИЙСЯ): Начальный интервал – это интервал между началом срока эксплуатации и выполнением первой задачи. Повторяющийся интервал – это интервал (после начального интервала) между последовательными выполнениями определенных задач по техническому обслуживанию.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПО МЕРЕ УВЕЛИЧЕНИЯ СРОКА СЛУЖБЫ: Систематическая оценка элемента, основанная на анализе данных, собранных во время эксплуатации. Данная оценка проверяет устойчивость элемента к процессу изнашивания по мере увеличения срока службы.

 

КОМПОНЕНТ: Любая автономная честь, комбинация частей или сборочных единиц, которые выполняют определенную функцию, необходимую для эксплуатации системы.

 

КОМПОНЕНТ, ВАЖНЫЙ ДЛЯ КОНСТРУКЦИИ - (SSI): Любая деталь, элемент или сборочная единица, которая значительно влияет на выполнение полета, эксплуатацию на земле, давление или нагрузки в системе управления и отказ которой может негативно сказаться на прочности конструкции, необходимой для безопасности ВС.

 

КОМПОНЕНТ, ВАЖНЫЙ ДЛЯ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЯ (MSI): Компоненты, которые определяются производителем и чей отказ: а. может негативно повлиять на безопасность (на земле или в полете), и/или б. невозможно обнаружить во время операций, и/или в. может иметь значительное влияние на эксплуатацию, и/или г. может иметь значительное влияние на материальные затраты

 

КОНСТРУКЦИЯ - УЗЕЛ: Один или более элементов конструкции, которые вместе обеспечивают базовую функцию конструкции.

 

КОНСТРУКЦИЯ - ДЕТАЛЬ: Самый нижний функциональный уровень в конструкции ВС. Дискретный узел или место в элементе конструкции или место соединения двух или более элементов.

 

КОНСТРУКЦИЯ - ЭЛЕМЕНТ: Две или большее число деталей конструкции, которые вместе составляют установленный производителем сборочный узел.

 

КОНСТРУКЦИЯ - ФУНКЦИЯ. Принцип действия конструкции ВС. Данный принцип включает принятие и перемещение установленной нагрузки в компонентах (детали /элементы /узлы) и обеспечивает адекватные динамические и летные характеристики ВС.

 

КОНСТРУКЦИЯ, ЭКСПЛУАТИРУЕМАЯ В ПРЕДЕЛАХ БЕЗОПАСНОГО РЕСУРСА: Конструкция, которая не была спроектирована и определена как устойчивая к повреждениям. Надежность такой конструкции определяется ограничениями, согласно которым элемент изымается из эксплуатации до появления усталостного растрескивания.


КРИТИЧНОСТЬ: Индикация уровня опасности, которая связана с функцией, оборудованием, ПО и т.д. с учетом нестандартного поведения (функции, оборудования, ПО и т.д.) отдельно, совокупно или в комбинации с внешними событиями.

 

ЛЕТНАЯ ГОДНОСТЬ: Состояние элемента (ВС, системы ВС, части ВС), при котором этот элемент функционирует безопасно для выполнения предназначенных функций.

 

МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИИ (SHM): Проверка и контроль определенного элемента конструкции, детали, установки или узла с использованием бортового механического, оптического и электронного оборудования, разработанного специально для используемого элемента. В SHM нет конкретного метода или технологии.

 

НАДЕЖНОСТЬ: Вероятность того, что элемент будет выполнять требуемую функцию в заданных условиях в определенный период времени без отказов.

 

НЕЗАВИСИМОСТЬ: (1) Идея конструкции, которая заключается в том, что отказ одного из элементов не приведет к отказу другого элемента (согласно JAA AMJ 25.1309). (2) Разделение обязанностей, которое обеспечивает завершение объективной оценки.

 

НЕИСПРАВНОСТЬ: Возникновение ситуации, когда эксплуатация происходит за пределами обозначенных ограничений.

 

НЕМЕТАЛЛИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: Любые композиционные материалы, которые изготовлены из волокнистых или листовых компонентов, соединенных между собой связывающим веществом. Такие материалы как углепластик, эпоксидный боропластик, стекловолокно, кевлар-эпоксидная смола, акрил и др. являются неметаллическими. Неметаллические материалы также включают в себя клей, который используется, чтобы соединить разные металлические и неметаллические композиционные материалы.

 

НОВШЕСТВО: Применяется к системам, где используются новые технологии, и к системам, где используются традиционные технологии, ранее не применявшиеся для определенной функции.

 

ОБОРУДОВАНИЕ: Физический объект. Обычно относится к быстросменным блокам LRU, платам модульной конструкции, блокам питания, и т.д.

 

ОБЩАЯ ПРИЧИНА: Событие или отказ, который блокирует или делает недействительным резервирование или взаимную независимость.

 

ОДОБРЕНИЕ: Акт формального одобрения введения в эксплуатацию сертифицирующими властями.

 

ОДОБРЕНО: Одобрено сертифицирующими властями как подходящее для выполнение определенной цели (ИКАО)..

 

ОГРАНИЧЕНИЯ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ: Раздел в Инструкциях по поддержанию летной годности, который содержит информацию об обязательном времени замены, интервале контроля конструкции и связанных задачах контроля конструкции. Данный раздел также может быть использован, чтобы определить порог контроля износа и необходимость контролировать коррозию согласно Уровню 1 или более.

Информация, содержащаяся в разделе Ограничений летной годности, может быть изменена, чтобы отразить опыт эксплуатации и/или испытаний или новые методы анализа.

 

ОПАСНОСТЬ: Потенциально опасное состояние, которое вызвано отказами, неисправностями, внешними событиями, ошибками или сочетанием всего вышеперечисленного.

 

ОТКАЗ: Отказ функции или неисправность в системе или ее части. Внимание: Данное определение отличается от определения ARP 4754 и совпадает с определением AC/AMJ 25.1309.

 

ОТКАЗ (FAILURE): Неспособность элемента функционировать в рамках ранее определенных ограничений.

 

ОТКАЗНОЕ СОСТОЯНИЕ: Состояние, оказывающее прямое и косвенное влияние на ВС и людей, находящихся на его борту, которое вызвано или дополнено одним или более отказами, с учетом соответствующей эксплуатации в неблагоприятных условиях или условиях окружающей среды. Состояние отказа классифицируется в соответствии с серьезностью его последствий, как определено в FAA AC 25.1309-1A или JAA AMJ 25.1309.

 

ОСМОТР: Проверка элемента согласно определенному стандарту.

 

ОСМОТР - ДЕТАЛЬНЫЙ (DET): Подробное изучение проверка определенного элемента, установки или сборочных элементов с целью идентифицировать повреждение, отказ, нарушение. Имеющееся освещение обычно дополняется прямым источником света той интенсивности, которая расценивается как подходящая. Могут понадобиться средства осмотра, такие как зеркала, увеличительные стекла и т.д. Также могут потребоваться чистка поверхности и развернутые процедуры контроля доступа.

 

ОСМОТР – ОБЩИЙ ВИЗУАЛЬНЫЙ (GVI): Визуальное изучение интерьера и экстерьера, установки или сборочных единиц для обнаружения видимого повреждения, отказа или нарушения. Данный уровень осмотра осуществляется с расстояния досягаемости, если не указано иное. Зеркало может быть необходимо для улучшения визуального осмотра для всех представленных поверхностей инспектируемой зоны. Данный уровень осмотра производится в условиях пониженной интенсивности освещения, такой как дневной свет, ангарное освещение, электрический фонарь или переносная лампа, и может потребовать переноса или открытия люков или дверей. Также могут понадобиться подставки, стремянка или платформы, чтобы добраться до инспектируемой зоны.

 

ОСМОТР – ОСОБЫЙ ДЕТАЛЬНЫЙ ОСМОТР (SDI): Тщательное изучение определенного элемента, установки или сборочных единиц для обнаружения видимого повреждения, отказа или нарушения. При данном осмотре успешно используются специализированные методы осмотра и/или оборудование для осмотра. Могут потребоваться сложная очистка, доступ или процедура демонтажа.

 

ОСМОТР – ЗОННЫЙ: Общий термин, включающий в себя специально выбранные общие осмотры и визуальные проверки, которые будут применяться к каждой зоне, определяемой доступом и пространством, чтобы проверить систему или монтаж и конструкцию силовых установок для безопасности и общего благоприятного состояния.

 

ОСТАТОЧНАЯ ПРОЧНОСТЬ: Прочность поврежденной конструкции.


ОТКАЗ ПО ОБЩЕЙ ПРИЧИНЕ: Событие, которое влияет на ряд элементов, в других случаях рассматриваемых как независимые.

 

ОЦЕНКА: Инженерная оценка

 

ОЦЕНКА ОТКАЗОБЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ (SSA): Полная систематическая оценка эксплуатируемой системы для того, чтобы показать, выполняются ли соответствующие требования.

 

ОЦЕНКА ОТКАЗОБЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ - ПРОЦЕСС: Полный процесс, который выполняется во время проектирования системы, чтобы установить цели отказобезопасности и продемонстрировать соответствие с FAR/JAA 25.1309 и другим требованиям по отказобезопасности.

 

ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОПАСНОСТЕЙ (FHA): Систематическая, разносторонняя проверка функций с целью определить и классифицировать состояние отказа этих функций согласно их серьезности.

 

ОШИБКА: Ситуация, которая возникает в результате некорректных действий или решений персонала, который ответственен за работу или обслуживание системы. (JAA AMJ 25.1309) (2) Ошибка в спецификации, проектировании или внедрении.

 

ОШИБКА РАЗРАБОТКИ: Ошибка в определении или проектировании.

 

ПЕРИОД "ЗОНЫ РИСКА": Период времени, когда сломается элемент, чтобы вызвать рассматриваемое последствие отказа. Это обычно связано с конечным отказом в последовательности отказов, которая ведет к особому неисправному состоянию.

 

ПЛАНОВЫЙ МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ КОНСТРУКЦИИ (SSHM): Действие по использованию/запуску/снятия показаний с устройства SHM в заданный временной интервал по установленному графику.

 

ПЛАНОВОЕ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ: Любое техническое обслуживание, которое запланировано заранее и выполняется на регулярной основе.

 

ПОВРЕЖДЕНИЕ, ВЫЗВАННОЕ ИЗНОСОМ: Физическое ухудшение поверхности компонента из-за взаимного движения двух деталей, находящихся в контакте друг с другом.

 

ПОРОГ: См. "Интервал - Начальный".

 

ПОРОГОВЫЙ ПЕРИОД: Период, в течение которого возникновение отказов не ожидается, после того как компонент введен в эксплуатацию.

 

ПОСЛЕДСТВИЕ ОТКАЗА (FE): Описание работы системы или элемента в результате отказа, т.е., влияние вида отказа на эксплуатацию, функцию или статус системы /элемента.

 

ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС: Последствия отказов, которые оказываются на выполнение задачи ВС. Данные влияния приводят к задержкам рейсов, их отменам, нежелательным ситуациям на земле, незапланированным завершениям полетов, высокому коэффициенту тяги, ограничению высоты и др.

 

ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОТКАЗ: Поддающееся обнаружению определенное состояние, которое указывает на начало процесса разрушения, способного привести к функциональному отказу

 

ПРИЧИНА ОТКАЗА: Явление, вызывающее функциональный отказ

 

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА ОТКАЗОБЕЗОПАСНОСТИ СИСТЕМЫ (PSSA): Систематическая оценка предложенной архитектуры и реализации системы, основанная на оценке функциональных опасностей и классификации видов отказов для определения требований к отказобезопасности для всех элементов.

 

ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ: Утверждение, принцип, и/или условие, предложенное без доказательства.

 

ПРОВЕРКА РАБОТОСПОСОБНОСТИ: Задача для определения того, что элемент выполняет свою требуемую функцию. Не требует определения количества выдерживаемой нагрузки. Данная задача является задачей по обнаружению отказов.

 

ПРОГРАММА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И КОНТРОЛЯ УРОВНЯ КОРРОЗИИ (CPCP): Программа задач технического обслуживания, которая выполняется для контроля конструкции ВС на уровне 1 коррозии/повреждения или выше.

 

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: Компьютерные программы, процедуры, правила и любая другая документация, имеющая отношение к работе компьютерной системы.

 

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ: Период времени между прошлой корректной работой элемента и его будущей корректной работой.

 

ПРОИЗВОДНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ: Дополнительные требования, причиной которых являются решения по проектированию и внедрению во время процесса разработки. Производные требования не относятся напрямую к требованиям более высокого уровня, хотя производные требования могут повлиять на требования более высокого уровня.

 

ПРОЦЕСС ПРОЕКТИРОВАНИЯ: Процесс создания системы или элемента согласно ряду требований.

 

ПРЯМОЕ НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКСПЛУАТАЦИОННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

Прямое: Чтобы у функционального отказа или произошедшего в результате него вторичного повреждения была характеристика «прямой/прямая», они должны случиться самостоятельно не в комбинации с другими функциональными отказами (резервирование отсутствует, и это является первичным отправным элементом). НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ НА БЕЗОПАСНОСТЬ: Безопасность считается подверженной негативному влиянию, если последствия отказа помешают продолжительному безопасному полету или посадке ВС и/или могут привести к несовместимым с жизнью травмам у находящихся на борту.

 

Эксплуатационная: имеющая отношение к определенному временному интервалу, когда пассажиры и экипаж находятся на борту ВС в полете.

 

РАБОТОСПОСОБНЫЙ ПРИ ПОВРЕЖДЕНИЯХ: Квалификационный стандарт для конструкции. Элемент называется работоспособным при повреждениях, если он может выдерживать повреждение, а остальная конструкция может выдерживать значительные нагрузки без отказа элемента конструкции или чрезмерной деформации конструкции, пока не будет устранено повреждение.


РАБОЧИЙ ЭКИПАЖ: Квалифицированный летный экипаж и бортпроводники при исполнении служебных обязанностей.

 

РАБОЧИЙ ЭКИПАЖ – ОБЫЧНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ: а. Процедуры и техническое обслуживание, выполняющееся во время эксплуатации ВС в соответствии с Летным руководством. б. Обнаружение отклонений или отказов рабочим экипажем с помощью органов чувств (например, изменение запаха, шум, вибрации, температуры, зрительное обнаружение повреждения или отказа, изменения в требованиях к вводу/выводу и др.).

 

РАЗЪЕДИНЕНИЕ: Мероприятие по техническому обслуживанию, в котором устанавливается физический барьер между двумя компонентами оборудования.


РАССЛОЕНИЕ / ОТКЛЕИВАНИЕ: Разъединение конструкции или трещина, которые могут произойти на плоскости или в плоскости соединения элемента конструкции в составе узла конструкции, что может быть вызвано случайным повреждением во время эксплуатации, влиянием окружающей среды и/или цикличными нагрузками.

 

РЕЗЕРВИРОВАНИЕ: Несколько независимых средств, применяемых для выполнения заданной функции.

 

РЕЗЕРВИРОВАННЫЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ: Два или большее число независимых физических элементов системы/устройства, выполняющие одну и ту же функцию.

 

РИСК: Частота (вероятность) возникновения и соответствующий уровень опасности.

 

СБОЙ (FAULT): Диагностируемое состояние, при котором один элемент резервированной системы перестал функционировать (элемент более недоступен) без влияния на требуемые выходные параметры системы. На уровне системы данного рода отказ не является функциональным отказом.

 

СБОЙ (FAULT): Нежелательное отклонение от нормы в элементе или системе.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ: Официальная процедура, которая подтверждает, что продукт, услуга, организация или индивидуальное лицо соответствует применимым требованиям. Данная сертификация включает в себя деятельность, направленную на техническую проверку продукта, услуги, организации или индивидуального лица, а также официальное подтверждение соответствия применимым требованиям путем предоставления сертификата, лицензии, одобрения или иного документа, требуемого согласно законам или другим официальным процедурам.

 

СЕРТИФИКАЦИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КАТЕГОРИИ КРИТИЧНОСТИ ОТКАЗА КОМПОНЕНТА: Все запланированные систематические действия, направленные на подтверждение того, что ошибки в разработке были обнаружены и исправлены таким образом, что система удовлетворяет применимой сертификационной базе.

 

СЕРТИФИЦИРУЮЩИЕ ВЛАСТИ: Организация или индивидуальное лицо, ответственное за выпуск одобрения от лица страны-изготовителя.

 

СИСТЕМА: Сочетание взаимозависимых компонентов, которые организованы таким образом, чтобы выполнять определенную функцию/-ии.

 

СИСТЕМА, ТОЛЕРАНТНАЯ К ОТКАЗАМ: Система, в проектировании которой предусмотрены резервные элементы, которые могут перестать функционировать, не оказывая влияния ни на безопасность, ни на рабочие характеристики. Резервные элементы системы могут перестать функционировать, но система будет продолжать работать. Экипаж может и не получить оповещение об этих отдельных сбоях или же о каких-либо их комбинациях, но согласно замыслу проектирования ВС эксплуатация может продолжаться в течение неопределенного периода времени при наличии неисправности, в то же самое время соответствуя всем сертификационным требованиям и требованиям летной годности.

 

СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ/АВАРИЙНЫЕ СИСТЕМА ИЛИ ОБОРУДОВАНИЕ: Устройство или система, которая: а. способствует эвакуации с ВС в случае чрезвычайной ситуации или, б. если не работает, как требуется, приводит к отказному состоянию, которое негативно влияет на безопасность.

 

СКРЫТАЯ ФУНКЦИЯ: (1) Функция, которая обычно является активной, а прекращение ее выполнения не будет очевидным для рабочего экипажа при выполнении обычных обязанностей. (2) Функция, которая обычно не является активной, а готовность ее выполнения, до того как это станет необходимым, не будет очевидной для рабочего экипажа при выполнении обычных обязанностей.

 

СКРЫТЫЙ ОТКАЗ: Такой отказ, который не может быть обнаружен и/или о котором нет уведомления, когда он происходит.

 

СЛОЖНОСТЬ: Такая характеристика систем или элементов, которая усложняет их эксплуатацию. Повышенная сложность системы часто возникает из-за сложных компонентов и множественных взаимосвязей.

 

СЛУЧАЙНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ: Физическое повреждение элемента, вызванное контактом или влиянием объекта, который не является частью ВС, а также вызванное человеческим фактором, который имел место на производстве, эксплуатации ВС или при техническом обслуживании

 

СМАЗКА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ: Любые мероприятия по смазке и технологическому обслуживанию для поддержания возможностей устройства, предусмотренных разработкой и проектированием.

 

СОБЫТИЕ: Ситуация, которая возникает не по вине отказов систем или оборудования ВС, а, например, из-за атмосферных условий (порывы ветра, перепад температур, обледенение, удары молний), состояния поверхности взлетно-посадочной полосы, возгорания в салоне или багажном отсеке. В понятие данного термина саботаж не входит. (JAA AMJ 25.1309) Внимание: данное определение относится к “внешнему событию”. Термин “событие” также может быть употреблен в других контекстах (например, события деревьев отказов).


СООТВЕТСТВИЕ: Удачное выполнение всех обязательных мероприятий; соответствие между ожидаемым или заданным результатом и действительным результатом.

 

СООТВЕТСТВИЕ: Согласованность физического воплощения элемента с определяющим документом.

 

СПЕЦИФИКАЦИЯ: Ряд требований, которые взятые совокупно, составляют критерии, определяющие функции и определения системы или элемента

 

СТРАХОВАНИЕ: Запланированные и систематические действия, необходимые для обеспечения уверенности в том, что продукт или процесс соответствует заданным требованиям (RTCA DO 178B).

 

СХОДСТВО: Применяется к системам, схожим по характеристикам и эксплуатации, используемым ранее на сертифицированном ВС. В целом, риск, которому подвергаются детали рассматриваемой системы из-за условий окружающей среды или установки не больше, а нагрузки при эксплуатации не выше, чем в ранее сертифицированной системе.

 

ТРЕБОВАНИЕ: Определенно установленный элемент в спецификации, который подтверждает корректность или правильность и согласно которому можно проверить ход выполнения.

 

УРОВЕНЬ 1 КОРРОЗИИ/ПОВРЕЖДЕНИЯ: Тип повреждения, который не требует укрепления конструкции или замены, а также повреждение, которое случается между последовательными инспекциями и превышает допустимый лимит, но является локальным и может быть отнесено к событию, не типичному для использования эксплуатантом другого ВС в том же парке ВС (например, разлив ртути).

 

УСЛОВНАЯ ВЕРОЯТНОСТЬ ОТКАЗА: Вероятность возникновения отказа того или иного элемента или системы в определенный период времени при условии, что этот элемент или система правильно функционируют до начала этого периода.

 

УСТАЛОСТНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ (FD): Появление трещины или трещин из-за циклической нагрузки и их дальнейшего распространения.

 

УСТАЛОСТНОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ НЕСКОЛЬКИХ ЭЛЕМЕНТОВ: Одновременное растрескивание нескольких путей передачи нагрузок дискретных элементов, функционирующих на одном уровне напряжения.

 

УСТАЛОСТНОЕ МНОГООЧАГОВОЕ ПОВРЕЖДЕНИЕ: Наличие ряда небольших смежных трещин, которые могут объединиться и образовать одну длинную трещину.

 

УТИЛИЗАЦИЯ: Изъятие элемента из процесса эксплуатации из-за ограниченного периода службы элемента.

 

УХУДШЕНИЕ ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ (ED): Ухудшение физических показателей мощности и напряжения элемента или отказ как следствие химической реакции с климатом или окружающей средой.

 

ФУНКЦИЯ: Способ проявления активности системы в адекватном состоянии.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА: Количественная проверка для определения выполнения одной или более функций элемента в рамках заданных ограничений.

 

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ОТКАЗ: Отказ элемента, который выражается в невозможности элемента выполнять свою прямую функцию в рамках заданных определений

 

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ: Последствия отказа, которые не нарушают эксплуатацию ВС, но являются экономически невыгодными из-за дополнительных трудозатрат и материальных расходов на ВС или ремонт.

 

ЭЛЕМЕНТ: Любая часть оборудования (то есть система, подсистема, модуль, агрегат, компонент, блок, деталь и т.д.), Один или большее число компонентов оборудования и/или ПО, которые рассматриваются как одно целое.


L/HIRF: Характеристика Молнии/Электромагнитных полей высокой интенсивности L/HIRF – те свойства компонентов защиты от молнии и электромагнитных полей высокой интенсивности (L/HIRF), которые необходимы, чтобы выполнить их прямую функцию/-ии защиты от L/HIRF. Компоненты защиты L/HIRF– это любые самостоятельные детали, комбинации деталей, части блоков, агрегат или конструкции, которые выполняют определенную функцию защиты от L/HIRF. Системы защиты L/HIRF– это системы, содержащие компоненты, которые помогают избежать, бороться или сократить последствия события L/HIRF.

.